ПАМЯТКА
о действиях педагогического коллектива и учащихся при возникновении угрозы террористического акта на территории учебного заведения
Уважаемые учащиеся и педагоги!
От Вас и Ваших грамотных действий зависят Ваша жизнь, жизнь и здоровье окружающих Вас детей и сотрудников. В современном мире достаточно часто имеют место акты терроризма, исключением не является и Россия. Наиболее уязвимыми объектами для террористов являются места массового пребывания граждан, в том числе учебные и дошкольные учреждения. К сожалению, не всегда возможно выявить и предотвратить готовящееся преступление такого рода. В связи с чем, школьникам и учителям необходимо проявлять бдительность. На территории учебных заведений в обязательном порядке должен быть организован пропускной режим, административное здание необходимо оборудовать техническими средствами, затрудняющими доступ в помещение посторонних лиц (металлические двери, тревожная кнопка и т.д.). Кроме вышеуказанных мер предосторожности, учащиеся и педагогический коллектив должны знать порядок действия при возникновении угрозы террористического акта.
1. В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов,имеющих вид взрывчатого устройства, необходимо:
• Доложить директору учреждения об обнаружении;
• Не вскрывать и не трогая предмет, зафиксировать время его
обнаружения, немедленно сообщить в дежурную часть милиции;
• Принять меры, исключающие доступ детей, других посторонних лиц к месту обнаружения подозрительного предмета;
• Совместно с прибывшими сотрудниками ОВД, ГО и ЧС эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учреждения;
• Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту
обнаружения подозрительного предмета автотранспорта с лицами, прибывшими для расследования происшествия.
В данном случае категорически запрещается:
• Дотрагиваться до взрывоопасного предмета;
• Оказывать на предмет какое- либо механическое воздействие;
• Приближаться к вышеуказанному предмету.
2. В случае поступления в учебное учреждение угрозы террористического актапо телефону, необходимо:
• Доложить директору учреждения о звонке;
• В ходе разговора со звонившим, постараться определить его пол, возраст, особенности речи, обратить внимание на звуковой фон места, с которого ведётся разговор;
• Немедленно сообщить о звонке в дежурную часть милиции;
• В дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД,
ГО и ЧС.
1. В случае совершения террористического акта на территории учебногозаведения, необходимо:
• Сообщить о случившемся в дежурную часть милиции;
• Совместно с сотрудниками ОВД, ГО и ЧС эвакуировать на безопасное
расстояние детей и сотрудников учебного учреждения;
• Обеспечить присутствие очевидцев до прибытия оперативно
следственной группы;
• Детям необходимо соблюдать спокойствие, выходить из помещения строго в соответствии с указаниями педагогов;
• В дальнейшем действовать по указаниям прибывших сотрудников ОВД, ГО и ЧС.
2. В случае нападения на учебное учреждение, необходимо:
• Оповестить сотрудников учреждения;
• Сообщить о нападении в дежурную часть;
• Принять меры по укрытию детей и сотрудников учреждения в безопасном месте;
• В дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД,
ГО и ЧС.
Захват
• “Захват… Взрывное устройство… Заложники… Требования
террористов… ” – эти фразы в еженедельных сводках новостей встречаются все чаще, из экзотики превратившись в печальную обыденность. К сожалению, данная статистика как в России, так и во всем остальном мире, не спешит порадовать законопослушных граждан.
Как правило, цели террористов весьма однообразны, различия лишь в называемых суммах. Сохраняется и устойчивая традиция решать посредством анонимных угроз, стрельбы и взрывов различного рода политические проблемы. Намного реже террористический акт оправдывают такой причиной, как месть. Но если цели террора ясны и незамысловаты, то о способах реализации этих целей однозначно сказать нельзя. Тем более, что в условиях непрекращающихся локальных военных конфликтов к услугам террористов широкий выбор средств уничтожения “человеческого материала”, а такими абстрактными понятиями, как “совесть”, “жалость” и прочее они явно не отягощены.
Просчитать возможность оказаться в роли жертвы терроризма очень сложно, слишком много чисто случайных обстоятельств завязаны в этот клубок. Но все же есть несколько ключевых моментов.
• Одна из схем действия – это анонимная угроза взрыва с установлением лимита времени для выполнения требований террориста. По данным спецслужб, к этому нехитрому приему прибегают часто из самых разных побуждений: нежелание ходить в школу, стремление досадить соседу или начальству, просто так, от нечего делать. Но, как бы то ни было, правило здесь одно: предвидеть худшее. Схема действий тоже предельно проста: немедленно известить соответствующие спецслужбы и удалиться от указанного места на безопасное расстояние.
• Если сообщение о возможном взрыве застало вас в общественном месте при большом скоплении народа не поддавайтесь безотчетному порыву бежать, куда глаза глядят, постарайтесь оценить обстановку. Не мешкая, но и без лишней суеты пробирайтесь к выходу из помещения или, определив маршрут, уходите из опасного района в ближайшее укрытие, которое способно защитить вас от взрывной волны, осколков и возможного пожара. Постарайтесь преодолеть любопытство и желание посмотреть на место происшествия после того, как все уже закончилось – расчет террористов может быть основан именно на этом. И в любом случае без лишних вопросов и препирательств быстро и точно выполняйте все распоряжения и указания представителей спецслужб. Возможен и другой вариант развития событий: если вдруг террористы решат прибегнуть к стрелковому оружию в местах большого скопления людей. В этом случае вам может помочь простой совет: “Услышал выстрелы – падай! ” Не думайте в этот момент об одежде, не старайтесь прежде понять, что происходит, в вашем распоряжении не так много времени. Упав, постарайтесь откатиться за ближайшее укрытие: столб, киоск, угол дома и не поднимайте головы, пока стрельба не затихнет. Если шедший рядом с вами знакомый (или незнакомый) человек ранен, не пытайтесь оказать ему помощь под огнем, вы рискуете оказаться в еще худшем положении.
• Если стрельба застала вас на совершенно ровной местности без сколько- нибудь значительного укрытия немедленно падайте и не шевелитесь. Конечно, при таких обстоятельствах вам остается уповать лишь на счастливый случай, божью волю и прочее в том же духе, но лучшего совета просто не существует. Не старайтесь добежать до ближайшего удобного укрытия, быстрее пули еще никто не бегал, а стрелок будет отслеживать именно движущиеся мишени.
• Наконец, еще один вариант, ставший уже “традиционным”, захват заложников. Можно, конечно, надеяться на то, что “со мной это не случится”, но не помешает все же знать, что нужно и можно делать в таком случае. Необходимо помнить, что захват происходит дважды: сначала террористами, а затем спецподразделением. Эти действия одинаково опасны и главное в такой ситуации – это выполнять команды сначала террористов, потом солдат.
• Опыт показывает, что заложники больше страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психического шока. Самое первое и главное не делать лишних движений и не задавать лишних вопросов. Не паникуйте и без промедления выполняйте все требования террористов. Помните, что террористы – тоже люди, также подверженные воздействию стресса. Первые
минуты захвата и для вас, и для них самые напряженные, и в этой ситуации достаточно малейшей провокации, чтобы поднялась стрельба. Тем более, что решившись на захват заложников, преступники психологически готовы к любым, самым жестоким действиям. Постарайтесь оценить ситуацию и выбрать наиболее безопасную для себя и окружающих линию поведения. Старайтесь не привлекать к себе внимания разного рода жалобами, нытьем, причитаниями, нервозностью. Все это делает вас “первым кандидатом” на жертву террористов, если вдруг дело дойдет до уничтожения заложников при невыполнении властями требований бандитов.
• Захват заложников может продолжаться несколько дней, при этом не следует употреблять алкоголь, наркотики и лекарства, способные вызвать неадекватную реакцию. Лучше в такой ситуации постараться занять себя: читать, писать, разговаривать с соседями.
• Не пытайтесь проявлять героизм или агрессивность. Вы имеете дело с преступником, который уже перешагнул определенную границу, и страх еще одного преступления вряд ли его остановит. По вышеуказанным причинам вы рискуете превратиться в “дуршлаг” без всякой пользы для себя и окружающих. Поэтому лучше оставить боевые действия профессионалам и максимально задействовать собственную наблюдательность, хитрость и волю, приближая миг благополучного освобождения.
• Если позволяет обстановка и настроение террористов- попробуйте вызвать их на откровенность. Как это ни трудно, обращайтесь к ним предельно вежливо и спокойно, всякий раз спрашивайте разрешения на любые действия: достать носовой платок, блокнот или ручку, снять или надеть верхнюю одежду, встать и перейти на другое место и прочее. Это гарантирует вас от превратного истолкования ваших действий.
Осмотрите место где вы находитесь, отметьте пути отступления, укрытия, за которые можно спрятаться в случае перестрелки. Присмотритесь к людям захватившим вас. Оцените их психическое состояние, вооружение, количество, размещение на объекте, характерные приметы (имена, клички, татуировки), состояние заложников.
Часто в ходе переговоров террористы освобождают детей, женщин и больных. Если вы попали в их число, вы должны максимально помочь оставшимся заложникам. Прежде всего тем, что сообщите как можно больше о том, что происходит в помещении с заложниками, группе по борьбе с терроризмом. Это можно сделать и не выходя из помещения, просто разговаривая с соседом. Дело в том, что спецподразделение скорее всего установило подслушивающие устройства и собирает всю информацию.
При поиске путей побега вам необходимо:
• критически оценить собственные возможности;
• определить маршрут движения;
• продумать способы отвлечения внимания террористов;
• учесть возможные непредвиденные ситуации;
• учесть вероятные последствия своих действий.
Если вы пришли к выводу, что побег единственное возможное средство выжить и вы способны его осуществить без угрозы для своей жизни и жизни оставшихся заложников (или в том случае, если вы единственный заложник), то вам остается идти до конца в своем выборе. Наконец, последний ответственный этап – освобождение заложников. Как правило, он начинается с громкого звука: крика, приказа штурмующих, разрыва светошумовой гранаты и тому подобного (хотя и возможны варианты, тактика штурмовых групп тоже меняется в зависимости от обстоятельств). К этому нужно быть заранее
готовым и помнить следующее:
• Безопасная поза – сидя в кресле наклонившись головой к коленям, руки на затылок или лежа на полу лицом вниз, руки там же, обязательно закрыть глаза;
• Что бы ни случилось, без команды не пытайтесь бежать сломя голову к выходу, не мечитесь в помещении, вы можете стать мишенью для обеих сторон;
• Не выбегайте из помещения до тех пор, пока не последует приказ, при освобождении выходите как можно быстрее, не ищите ручную кладь, может произойти взрыв или пожар.
При эвакуации помогите раненым и ослабленным покинуть объект.
И последнее. Когда все освобождены, постарайтесь максимально точно описать особые приметы террористов – это поможет спецслужбам выявить тех из них, кто сумел затеряться в толпе заложников.
• Конечно лучшая рекомендация – это не попадать в подобные ситуации, но уж если так произошло, то вести себя необходимо грамотно. И правильной формой поведения человека является умение предвидеть возможную ситуацию и не надеяться на авось. |
|
|
|
|