Версия для слабовидящих

Меню

Вакансии

       
                           
Приложение_опрос
 

Религиозные памятники

Казанско-Богородицкий собор

Строительство собора началось в 1801 году по грамоте Вятского Епископа Амвросия от 26 июня 1800 года. Прежнее название собора – Архангельский, который существовал еще в 1613 году. В это время собор посетил Преподобный отец Трифон Вятский и благословил ему икону Соловецких Зосима и Савватия. Переименование собора состоялось скорее всего по окончании строительства нового здания, так как старое здание Архангельского собора пришло в ветхость.

Величественным было здание Казанско-Богородицкого собора – белого пятиглавого храма на берегу Вятки. Строительство собора завершилось в 1805 году. В нем было два храма: теплый и холодный. В первом – два предела. Правый назван в честь Михаила Архангела – в память о прежнем названии собора, левый – в честь преподобных Соловецких Зосима и Савватия. В холодном храме один придел назывался в честь иконы Казанской Божьей Матери. Первые два придела, вероятно, уже существовали и в Архангельском соборе. В соборе в разных приделах находились очень древние иконы. Среди них – икона Всемилостливого Спаса Воздержателяв старинном серебряном с позолотой окладе, икона Казанской Божьей Матери, икона Чудотворного Нерукотворного образа Вятского. Хранилась там и Евангелие от 1735 года.

Интересна история иконы с изображением Христа Спасителя, которая в собо­ре была в копии. Подлинник иконы по приказу царя Алексея Михайловича силой вывезен с Вятки для показа ему в Москву. Икону в Кремль ввозили через фроловские ворота одноименной башни. После этого случая башню и ворота стали именовать Спасскими. Спустя некоторое время другой царь – Александр (Благословенный), будучи проездом в Орлове, посетил этот собор в 1824 году. Копия, хранившаяся Казанско-Богородицком соборе, погибла в советское время

В годы воинствующего атеизма собор был закрыт, а его внутреннее убранство растащено. Само здание отдано артели им. МЮД. Потом властям горо­да помешал православный крест на соборной колокольне и колокола, особенно большой набатный колокол, который не один век будил орловчан, когда прихо­дила радость или беда. Когда на землю сбросили колокол и крест, собор онемел, а вместе с ним и город. Перед самой войной по инициативе тогдашнего первого секретаря ВКП(б) А. Я. Гордеева было решено разобрать здание собора и из церковного кирпича сложить Дом культуры. Здание современного Дома куль­туры было сложено еще до войны, но внутренние работы выполняли пленные немецкие солдаты. От собора сейчас остался лишь подвал, приспособленный заготконторой райпо под картофелехранилище.

Отдельно стоит раздетая и разрушающаяся Соборная четырехъярусная колокольня. В плане она представляет собой квадрат. По его сторонам колонны и накладные портики. Колокольня – ценный памятник классического провинци­ального зодчества. Сегодня это одна из главных достопримечательностей стари­ны в городе.

Колокольня имеет необычную историю. Кроме непосредственного свое­го назначения – размеренными ударами колокола созывать прихожан на службу и совершение культовых обрядов, эта колокольня извещала людей о приближа­ющейся беде (пожаре, урагане). Еще в первые годы Великой Отечественной войны эта башня выполняла роль пожарной каланчи: на ней был организован круглосуточный пожарный пост. В обязанности дежурного пожарника вменя­лось ударами колокола отбивать суточное время. Кроме того, в суровые фрон­товые годы, когда мороз доходил до 40 градусов, занятия в школе отменялись. На колокольне в это время вывешивался красный флаг.

К Казанско-Богородицкому собору была приписана также Вознесенская церковь на городском кладбище, построенная в 1826 году. Здание церкви камен­ное с тремя престолами в честь Вознесенья Господня, Преображения Господня и во имя всех Святых. Вознесенская церковь была построена на пожертвования Михаила Васильевича Изергина. В память об этом событии на черной памят­ной плите была высечена надпись: «Здесь погребено тело радетеля богоугод­ных дел и строителя храма сего». Его могила была устроена возле самой церкви. Он же завещал государственный процентный билет в 10 тысяч рублей на содер­жание расположенной поблизости от кладбища богадельни. На богоугодные дела расходовались и средства купца I гильдии Синцова Митрофана Ивановича.

При Казанско-Богородицком соборе состояли протоиерей, три священника, три дьяка, два на вакансии псаломщика. Настоятель собора пользовался квартирой в казенном доме, священники получали от прихода за наем квартир по 30 рублей, псаломщики по 15 рублей.

Троицкая церковь

Здание Троицкой церкви было построено в 1733 году в классическом христианском стиле: многоярусная колокольня и высотное здание с одним куполом основной части храма Это была одна из красивейших по архитектурной отделке церквей города. Престолов было три: главный – во имя Святой Троицы, в приделах в есть Святого Иоанна Предтечи и Святителя Чудотворца Николая. Несмотря на близость к Казанско-Богородицкому собору, Троицкая церковь имела свой приход. Он состоял из городских и деревенских жителей. Всего при­хожан насчитывалось 2216 человек мужского и 2442 женского пола. К приходу относились 64 деревни в округе до 15 верст. При церкви состояли два священни­ка, дьякон и три дьячка.

Сейчас в здании этой церкви располагаются городские бани.

Благовещенская церковь

Церковь построена в 1637 году по грамоте, данной патриархом Иосифом. В 1866 году ветхое здание церкви было разобрано и на этом месте стало строить­ся новое сооружение благодаря усердию и старанию Почетного гражданина Орлова Филиппа Тихоновича Булычева и других прихожан. Теплый храм с коло­кольней построили намного раньше – в 1812 году.

Здание было каменным, а престолов в теплом храме было два: Благовещенья Пресвятой Богородицы и Великомученика Дмитрия Салунского. В холодном храме устраиваются три престола. При этой церкви служили два священника, дьякон и три дьячка. При­ход храма состоял из 2556 мужчин и 2558 женщин. В нем насчитывалось 58 деревень, расположенных в округе 20 верст. Этот церковный ансамбль на долгое время стал главным украшением города. Неповторимый колорит прида­вали ему многоярусная колокольня и пятиглавый храм с вознесенными вверх головами-луковицами, традиционными для православного зодчества. Но судь­ба этого храма, как и большинства других, печальна. Располагался он на территории нынешней фабрики культтоваров, на берегу реки Вятки. Вначале храм был взорван, и к 1937 году от него практически ничего не осталось. Сейчас на руинах Благовещенской церкви стоить одноэтажное деревянное здание фабрики культтоваров. К этой церкви была приписана также Успенская церковь в тюремном замке, построенная в 1862 году.

Рождественско-Богородицкая церковь

Это единственная ныне действующая церковь в городе. Она была построе­на в 1840 году благодаря усердию местного орловского купечества. Это камен­ная церковь, у которой имеется три престола: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Сретенья Господня и во имя Святого Пророка Ильи. При Советской власти церковь разделила печальную участь закрытия православных храмов нашего города. Только в 1943 году она вновь открыла свои ворота.

К этому времени часть церкви с огромным куполом была разрушена, остались только основания стен. Ныне действует только совмещенная с коло­кольней небольшая часть церкви.

Прежде в приходе было 333 человека мужского пола и 405 женского. Из них в городе мужского пола 102 человека, женского 142. К приходу принадлежа­ло 12 деревень в округе 5 верст от города. При церкви жили священник и два дьячка.

Идея строительства монастыря принадлежала Преосвященному Ионе – архиепископу Вятскому и Великопермскому. Узнав, что близ города Орлова, в лесу среди болота, под сосновым деревом с древнего времени находится ча­совня, в которой имеется бесценное сокровище – нерукотворный образ Спаси­теля, он решил построить святую обитель в честь этого светлого образа. Так, в 1693 году и был основан Спасо-Орловский мужской монастырь.

Спасо-Орловский мужской монастырь

Руководить строительсвом было поручено старцу Илье. Заручившись согласием жителей города, на правом берегу речки Воробьихи он приступил к возведению монастыря.

Благодаря активной работе монахов и жителей города 14 сентября 1695 года деревянная монастырская церковь была построена, которая и стала основой монастыря. В иконостасе этой церкви поместили святой образ «Нерукотворного Спаса» из заброшенной к тому времени часовни. Затем началось активное строительство жилых и хозяйственных зданий монастыря. Но 1 ноября 1701 года после церковного богослужения монастырская деревянная церковь внезано загорелась от непогашенной по забвению свечи. При пожаре не удалось вынести даже главное сокровище храма – чудотворный образ «Нерукотворного Спаса». Однако после пожара икона случайно нашлась на полу церкви ликом вниз без видимых повреждений.

После пожара новая церковь в нашем городе была построена только в 1709 году. Но через 100 лет она пришла в негодность и обитель решила пос­троить основное здание монастыря в каменном исполнении. Строительство на­чалось в 1808 году. К 1824 году завершилась постройка храма – каменной мно­гоярусной одноглавой церкви больших размеров – главного святого здания, за­менившего деревянную церковь. Чуть раньше, в 1820 году закончилась пост­ройка каменной четырехэтажной колокольни – красы и гордости нашего города. В юго-западной части усадьбы в 1841 году был построен двухэтажный камен­ный дом. В нижних этажах помещались монашеские кельи, на втором этаже жил игумен. Вторая половина этажа пустовала, готовая всегда принять на вре­менное пребывание преосвященного человека.

За стенами монастыря в сторону Вятки разместился скотный двор, где содержались лошади и овцы. Если вначале монастырь был заштатным, то с 1797 стал получать по Высочайшему повелению от государства по 300 рублей ассигнациями.

Монастырь рос и укреплялся. В его владение отошло озеро Россоховское, в 1897 году сенокосные угодья на реке Дубяна и мукомольная мельница.

Однако первая мировая и гражданская войны, голод и разруха привели к упадку монастыря. Тяжело стало жить в монашеской обители, так как закон об отделении церкви от государства резко ограничивал ее возможности. Монахи стали покидать обитель. Когда ушел последний монах, игумен запер все двери здания обители и отдал ключ властям города.

Позднее из храма это здание превратилось в учебное заведение. Проводимая в стране коллективизация нуждалась в специалистах сельского хозяйства. Поэтому на основании Наркозема СССР в г.Халтуине открылся сельскохозяйственный техникум. Так как своего здания у техникума небыло, то под учебные аудитории решили перестроить монастырские помещения. По проекту архитектора – земляка Я А. Чарушина три года на монастырской земле велись строительные работы. Наконец, в 1939 году здание было готово. Красавицу колокольню разобрали до самого основания, а ее кирпичи израсходовали на строительство стен метровой толщины третьего и четвертого этажей корпуса техникума. Сейчас в этом здании располагается Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж.