Информация предоставляется в рамках взаимодействия с общественностью, разъяснения законодательства и правового просвещения

О разъяснении законодательства

 

*С 1 января 2017 года существенно изменились правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134 “О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения”).

Внесены поправки в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, в Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а также в Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.

В частности:

установлено, что декларация на очередной год подается в срок до 1 ноября предшествующего года, а не до 1 июля, как было предусмотрено ранее, при этом декларация о составе и свойствах сточных вод на 2017 год подается абонентами до 1 марта 2017 года в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;

декларации о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданные абонентами до вступления в силу Постановления, прекращают действие со дня принятия организацией, осуществляющей водоотведение, деклараций о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданных абонентами после вступления Постановления в силу, но не позднее 1 апреля 2017 года;

уточнено содержание декларации о составе и свойствах сточных вод, предусмотрены основания для прекращения действия декларации, уточнены форма декларации, форма плана по обеспечению требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

в плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусмотрено строительство сооружений по обработке осадка сточных вод и канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения;

Правила холодного водоснабжения и водоотведения дополнены новыми терминами – “баланс водопотребления и водоотведения”, “локальное очистное сооружение”, “нормативы водоотведения по составу сточных вод”, “самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения”, “самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения”;

скорректирован порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, права организации водопроводно-канализационного хозяйства, обязанности абонента;

уточнены порядок оплаты абонентами полученной холодной воды и отведенных сточных вод, осуществляемой по тарифам органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, и размер пени в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по оплате договора по транспортировке холодной воды, сточных вод;

скорректирован порядок временного прекращения либо ограничения холодного водоснабжения, временного прекращения либо ограничения приема сточных вод в отношении абонента;

пересмотрен порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

установлен новый перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (установлены требования к сточным водам, принимаемым (отводимым) в централизованные системы водоотведения);

установлены требования к разработке и содержанию плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, к его рассмотрению и согласованию;

скорректирован порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

 

*Утвержден перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р «Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления»)

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые уже находятся в распоряжении органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, должны получать такие документы и сведения в рамках межведомственного взаимодействия.

Настоящим распоряжением утвержден перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. Перечень включает 85 наименований документов и сведений, которые предоставляются 25 федеральными органами исполнительной власти.

Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, до 1 января 2017 года необходимо определить требования к формату предоставления документов и сведений, предусмотренных утвержденным перечнем.

 

*Определены единые требования к установлению размера платы за наем жилого помещения (Приказ Минстроя России от 27.09.2016 N 668/пр “Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда” Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2016 N 44258).

В Методических указаниях, предназначенных для использования органами местного самоуправления, приводится формула расчета размера платы за наем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Формула включает в себя такие компоненты, как базовый размер платы за наем жилого помещения; коэффициент, характеризующий качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома; коэффициент соответствия платы; общая площадь предоставленного жилого помещения.

Предусматривается, что величина коэффициента соответствия платы устанавливается органом местного самоуправления исходя из социально-экономических условий в данном муниципальном образовании. При этом данный коэффициент может быть установлен как единым для всех граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, так и дифференцированно для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Также приводятся формулы расчета базового размера платы за наем жилого помещения и коэффициента, характеризующего его качество и благоустройство.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

*Минтрудом России утвержден перечень дополнительных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов (Приказ Минтруда России от 12.10.2016 N 569н “Об утверждении перечня иных сведений о лице, признанном инвалидом, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов” Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2016 N 44226).

Согласно Закону о социальной защите инвалидов, в федеральный реестр инвалидов включается определенный перечень сведений о лице, признанном инвалидом, а также иные сведения.

Минтрудом России утвержден перечень таких иных сведений, к которым, в частности, отнесены:

– номер и дата акта освидетельствования гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

– номер и дата протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

– причина пропуска срока переосвидетельствования за прошлое время (уважительная, неуважительная) с указанием периода и др.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

*Утвержден перечень недвижимого федерального имущества, предоставляемого в качестве имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (Распоряжение Росимущества от 25.10.2016 N 838-р “Об утверждении перечня недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства”).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами).

Распоряжением установлен перечень недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, распределенный по субъектам РФ. Перечень содержит, в частности, сведения о номере в реестре имущества; адресе (местоположении) объекта; структурированном адресе объекта; виде объекта недвижимости; сведения о недвижимом имуществе или его части (кадастровый номер и пр.); сведение о праве аренды или безвозмездного пользования имуществом; сведения о правовом акте, в соответствии с которым имущество включено в перечень.

 

*Информация о проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, будет размещаться на портале www.torgi.gov.ru (Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 “Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора”).

Соответствующие требования содержатся в утвержденных Правительством РФ Правилах проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО. Торги проводятся региональным оператором по обращению с ТКО в форме открытого аукциона. Правилами также установлены в числе прочего:

случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО формируются по результатам торгов;

порядок проведения торгов;

случаи и порядок предварительного согласования условий проведения торгов с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Торги, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, с 1 января 2018 года проходят в электронной форме.

 

*Утвержден перечень гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов (Приказ Минтруда России от 12.10.2016 N 570н “Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов” Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2016 N 44227).

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ с 1 января 2017 года будет создан Федеральный реестр инвалидов – федеральная государственная информационная система, создаваемая в целях учета сведений об инвалидах. Согласно ст. 5.1 Федерального закона в создаваемый реестр инвалидов включаются, в том числе, сведения о размере и периоде предоставления установленных законодательством РФ гарантий, выплат и компенсаций согласно перечню, утвержденному Минтрудом России.

В утвержденный Перечень включены, в частности:

– некоторые ежемесячные денежные выплаты в соответствии с отдельными федеральными законами (чернобыльцы, Герои России, Герои СССР, иные лица);

– пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

– страховая пенсия;

– накопительная пенсия;

– единовременная и ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию;

– дополнительное ежемесячное материальное обеспечение;

– федеральная социальная доплата к пенсии;

– срочная пенсионная выплата;

– единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

– ежегодная денежная компенсация инвалидам на собак-проводников;

– компенсация за самостоятельно приобретенное инвалидом средство реабилитации;

– компенсация расходов на предоставление проезда инвалиду к месту нахождения организации, обеспечивающей инвалида техническими средствами реабилитации;

– компенсация затрат на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

– ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного гражданам в связи с радиационным воздействием;

– ежемесячная денежная компенсация военнослужащим, получившим инвалидность вследствие военной травмы.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

 

*Поправки в ряд нормативных правовых актов Правительства РФ усилят контроль за обоснованностью и правомерностью принятых органами государственной власти субъектов РФ решений, влияющих на рост платы граждан за коммунальные услуги (Постановление Правительства РФ от 28.10.2016 N 1098 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”)

Отныне индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ на очередной год будет уменьшаться на величину превышения фактического роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по региону над этим индексом в случае выявления такого превышения в текущем году.

В случае выявления до 1 июня текущего года превышения фактического роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъекту РФ над индексом по субъекту РФ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов направляет высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

В случае если фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданином, потребляющим коммунальные услуги при использовании жилого помещения или жилого дома, превышает размер установленного для соответствующего муниципального образования предельного индекса, размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги должен быть изменен с учетом предельного индекса в течение 15 рабочих дней с даты выдачи органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственный жилищный надзор, обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. В данном случае гражданину за счет средств бюджета субъекта РФ выплачивается компенсация.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

*Налоговым кодексом РФ не предусмотрено получение одним из супругов социального налогового вычета по расходам за обучение другого супруга (Письмо ФНС России от 24.10.2016 N БС-4-11/20142@ “По вопросу предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам супругов”).

Налогоплательщики имеют право на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 219 НК РФ.

В частности, вычет может быть предоставлен в сумме, уплаченной налогоплательщиком за свое обучение в образовательных учреждениях, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей.

Сообщается также, что с учетом положений статьи 256 Гражданского кодекса РФ и статей 34 и 35 Семейного кодекса РФ налогоплательщики-супруги вправе претендовать на получение социального налогового вычета независимо от того, на кого из супругов оформлены документы, подтверждающие фактические расходы.

 

*С 1 ноября 2016 года по 1 января 2018 года будет проводиться эксперимент по расширению возможностей использования автоматизированной системы, предназначенной для создания, хранения и применения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи (Постановление Правительства РФ от 29.10.2016 N 1104 “О проведении в 2016 – 2018 годах эксперимента в целях обеспечения направления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и открытия им счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи”).

Эксперимент проводится в целях обеспечения направления электронных документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также открытия ими счетов в кредитных организациях с использованием специализированной защищенной автоматизированной системы.

Постановлением определяется перечень мероприятий, подлежащих реализации федеральными министерствами и ведомствами, а также Сбербанком России и Банком ВТБ.

 

 

* Верховный Суд РФ подготовил третий обзор судебной практики в 2016 году (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 (2016)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).

В документе рассмотрены, в том числе:

практика разрешения споров, возникающих из договорных, обязательственных отношений, споров, связанных с трудовыми, социальными, жилищными, семейными, налоговыми правоотношениями, практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении гражданских и уголовных дел, порядок назначения уголовного наказания;

обзор практики международных договорных органов ООН и практики Европейского Суда по правам человека;

а также даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике.

В Обзоре содержатся, в частности, следующие выводы:

исполнение одним из поручителей обязательства в полном объеме прекращает обязательство должника перед кредитором, но не перед этим поручителем, к которому перешло право требования как к должнику, так и к другому поручителю, если иное не установлено договором поручительства;

конкурсный управляющий может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков вследствие ненадлежащего исполнения им обязанностей арбитражного управляющего независимо от наличия требований о возмещении причиненного вреда к иным лицам;

изменение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о собственнике недвижимости ввиду его реорганизации в форме преобразования осуществляется по правилам, предусмотренным для внесения изменений в связи со сменой наименования юридического лица;

право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения), принадлежит ресурсоснабжающей, а не сетевой организации;

предоставление поставщиком скидки покупателю за достижение определенного объема закупок влечет необходимость уменьшения налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, для поставщика и пропорционального уменьшения (восстановления) ранее заявленных налоговых вычетов для покупателя;

налогоплательщик вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате (возмещении) сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов независимо от оспаривания ненормативных актов налогового органа, на основании которых указанные суммы были взысканы.

 

*Обновлен регламент осуществления Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования (Приказ Минобрнауки России от 28.09.2016 N 1230 “Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования” Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2016 N 44064).

Новым регламентом, в частности, установлено, что при осуществлении такого надзора должностные лица Рособрнадзора обязаны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ. Ранее составление данных протоколов являлось правом, а не обязанностью таких должностных лиц.

Кроме того, такие должностные лица обязаны доводить до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность организации представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

Определено также, что уполномоченный представитель организации, в отношении которой осуществляются мероприятия по федеральному государственному надзору в сфере образования, имеет право привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 02.05.2012 N 367, которым был утвержден ранее действовавший регламент осуществления данной функции.

 

*Утверждено типовое положение о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда” Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2016 N 44037).

Согласно Трудовому кодексу РФ система управления охраной труда представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда (далее – СУОТ) разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях работодателя. Его требования обязательны для всех работников работодателя и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

Основой организации и функционирования системы является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

В положение включаются, в частности, следующие разделы:

– политика работодателя в области охраны труда;

– распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя;

– процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (подготовка работников по охране труда, организация и проведение оценки условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья работников, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работников и др.);

– планирование мероприятий по реализации указанных процедур;

– реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

– управление документами СУОТ.

 

*Минэкономразвития России напомнило об изменении порядка осуществления госзакупок ГУП и МУП с 2017 года (Письмо Минэкономразвития России от 14.09.2016 N Д28и-2342)

В настоящее время государственные и муниципальные унитарные предприятия в случаях осуществления закупок за счет прибыли от коммерческой деятельности руководствуются положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

С 1 января 2017 года такие закупки нужно будет проводить в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок…”

Исключение из нового правила составляют два случая:

– если закупка финансируется за счет грантов;

– если предприятие является исполнителем по контракту и для исполнения обязательств привлекает третьих лиц (кроме исполнения контрактов с единственным поставщиком, заключенных на основании актов Президента РФ или Правительства РФ).

 

 

 

*Расширен список сильнодействующих веществ, за незаконный сбыт которых установлена уголовная ответственность (Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 962 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964”).

В указанный список включены следующие позиции:

“Остарин ((2S)-3-(4-цианофенокси)-N-[4-циано-3-(трифторметил) фенил]-2-гидрокси-2-метилпропанамид) и другие субстанции со схожей химической структурой или схожими биологическими эффектами”;

“GW 1516 (2-[2-метил-4-[[4-метил-2-[4-(трифторметил)фенил]-1,3- тиазол-5-ил]метилсульфанил]фенокси]уксусная кислота) и другие субстанции со схожей химической структурой или схожими биологическими эффектами”.

Также установлен крупный размер указанных веществ для целей статьи 234 УК РФ “Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта” (свыше 2,5 и 5 граммов соответственно).


*
Уточнены полномочия Росздравнадзора в области лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 N 956 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”)

Определено, в частности, что Росздравнадзор:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления региональными органами власти переданных полномочий Российской Федерации, указанных в части 1 статьи 15 закона об основах охраны здоровья граждан, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

– ведет единый реестр лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов РФ;

– осуществляет лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования видов деятельности;

– направляет в течение 5 рабочих дней в региональные органы власти, осуществляющие переданные полномочия, заверенные копии приказов о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), осуществляющих виды деятельности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 15 закона об основах охраны здоровья граждан, для включения в лицензионные дела.

 

*Верховным Судом РФ обобщена практика рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком (“Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)

Отмечается, что анализ материалов судебной практики в целом свидетельствует о сложившемся единообразии в рассмотрении дел, связанных с применением пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, однако судам необходимо обратить внимание, в частности, на следующее:

декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), является обязательной;

декларация об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов должна быть совершена в письменной форме применительно к положениям пункта 2 статьи 434 ГК РФ;

если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов;

участник закупки должен соответствовать требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя;

если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок;

государственный (муниципальный) контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

 

*С 1 апреля 2017 года вводится в действие новая форма уведомления на уплату физическими лицами налога на имущество, земельного, транспортного налога, а также НДФЛ (Приказ ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ “Об утверждении формы налогового уведомления” Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2016 N 43850).

Обязанность по исчислению имущественных налогов с физических лиц (налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов) возлагается на налоговый орган.

Кроме того, начиная с налогового периода 2016 года налогоплательщик, получивший доход, с которого не был удержан НДФЛ, уплачивает налог на основании направленного ему налогового уведомления (п. 6 ст. 228 НК РФ).

В этой связи обновлена форма налогового уведомления, предусматривающая теперь также поля для расчета (перерасчета) НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.

 

*С 1 января 2017 года будут применяться обновленные формы документов, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ (форма N Р50007) и ЕГРИП (форма Р60009) (Приказ ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ “Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы” Зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2016 N 43854Я).

С указанной даты вступает в силу Приказ, которым утверждены формы:

“Листа записи Единого государственного реестра юридических лиц” по форме N Р50007;

“Листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей” по форме Р60009.

Указанные формы практически не изменились. Исключены поля для проставления печатей.

 

 

*Внесены уточнения в отдельные положения примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (Постановление Правительства РФ от 23.09.2016 N 960 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748”).

Согласно внесенным изменениям, в примерном концессионном соглашении в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 года N 748, слова “обращение с отходами производства и потребления” заменены словами “обработка, утилизация, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов” в соответствующих падежах.

Кроме того, установлено, что концессионер обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы в соответствии с условиями таких договоров.

 

 

* Для судов общей юрисдикции разъясняется порядок рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 “О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации”).

В частности, рассматриваются вопросы, касающиеся:

подведомственного судам общей юрисдикции, Верховному Суду РФ перечня дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые они рассматривают и разрешают, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ;

подсудности административных дел, состава суда, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле;

доказательств и доказывания;

производства по административным делам о вынесении судебного приказа и др.

Признано не подлежащим применению Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”.

 

 

 

 

*Скорректирован перечень информации, размещаемой теплоснабжающими и теплосетевыми организациями в открытом доступе (Постановление Правительства РФ от 31.08.2016 N 867 “О внесении изменений в стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования”).

Согласно изменениям, внесенным в Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 N 570, теплосетевые и теплоснабжающие организации обязаны размещать в открытом доступе в том числе информацию о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации, а также об основаниях приостановления, ограничения и прекращения режима потребления тепловой энергии.

Специальные сроки установлены для размещения информации вновь созданными организациями.

ФАС России поручено в шестимесячный срок утвердить единые формы раскрытия информации

 

*Для заключения государственного контракта необходимо будет предоставить обеспечение его исполнения (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 “Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации”)

Установлено, что при проведении конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, заказчики:

размещают извещение о проведении открытого конкурса в единой информационной системе в сфере закупок не менее чем за 60 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе;

устанавливают в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, проекте государственного контракта требование о предоставлении поставщиком-инвестором обеспечения исполнения государственного контракта в части инвестиционных обязательств поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта РФ в размере от 2 до 5 процентов объема инвестиций, определенного проектом государственного контракта в соответствии с заявкой участника закупки, с которым заключается государственный контракт. При этом срок действия предоставленной в обеспечение исполнения таких обязательств банковской гарантии должен превышать срок, в течение которого поставщиком-инвестором осуществляется создание или модернизация и (или) освоение производства товара на территории субъекта РФ, не менее чем на один месяц. Возврат внесенных поставщиком-инвестором в обеспечение исполнения таких обязательств денежных средств осуществляется заказчиком не позднее одного месяца со дня исполнения обязательств по созданию или модернизации и (или) освоению производства указанных товаров;

заключают государственные контракты после предоставления указанного обеспечения исполнения государственного контракта.

В извещении о проведении конкурса, в конкурсной документации, проекте государственного контракта заказчик вправе, в частности:

установить формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта;

предусмотреть выплату аванса в соответствии с бюджетным законодательством РФ. При этом в проекте государственного контракта должно быть установлено условие о выплате указанного аванса только после предоставления поставщиком-инвестором обеспечения исполнения государственного контракта в размере аванса, а также проверки заказчиком указанного обеспечения на соответствие требованиям Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

*На 2017 год установлены коэффициенты-дефляторы, необходимые для целей налогообложения НДФЛ, УСН, ЕНВД, ПСН, налога на имущество ФЛ и торгового сбора (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 “Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год” Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 N 44353).

Коэффициенты устанавливаются ежегодно на каждый следующий календарный год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

Так, согласно приказу Минэкономразвития России на 2017 год коэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:

в целях применения НДФЛ – 1,623;

ЕНВД – 1,798;

торгового сбора – 1,237;

УСН, ПСН и налога на имущество физических лиц – 1,425.

 

*Законом Кировской области от 11.11.2016 N 10-ЗО “О внесении изменений в отдельные законы Кировской области” (принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 27.10.2016 N 3/47) вступает в силу с 24.11.2016 (отдельные положения вступают в силу с 01.01.2017) установлен критерий нуждаемости при предоставлении компенсации платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах. Это означает, что компенсация платы предоставляется только в том случае, если среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Кировской области.

*Закон Кировской области от 11.11.2016 N 11-ЗО “О внесении изменений в отдельные законы Кировской области” (принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 27.10.2016 N 3/49)Вступает в силу с 01.01.2017.

Для граждан, которым присвоено звание “Ветеран труда Кировской области”, удостоенных почетных званий СССР, РСФСР, РФ, а также граждан, замещавших государственные или муниципальные должности Кировской области, вышедших на пенсию, но продолжающих работать, прекращается выплата пенсий за выслугу лет, доплат к пенсии и ежемесячных социальных выплат (453 рубля для ветеранов труда; 1000 рублей для граждан, удостоенных почетных званий). Если пенсионер прекращает работать, то предоставление пенсий, доплат и соцвыплат возобновляется.

Установлен критерий нуждаемости при предоставлении следующих мер социальной поддержки:

– ежемесячной социальной выплаты инвалидам (111 рублей);

– ежемесячной социальной выплаты семьям, имеющим детей-инвалидов (333 рубля);

– ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, ставшим инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) в период прохождения службы в органах внутренних дел, в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы и органах федеральной службы безопасности в условиях чрезвычайного положения, военной службы в «горячих точках» (1050 рублей);

– ежемесячной социальной выплаты женщинам, родившим (усыновившим) 5 и более детей и воспитавшим их  (1000 рублей).

Это означает, что указанные категории граждан, получающие пенсию по инвалидности или досрочную пенсию по старости, имеют право на получение мер соцподдержки только в том случае, если размер пенсии не превышает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной законом Кировской области.

 

* Постановление Правительства Кировской области от 10.11.2016 N 26/171 “О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Кировской области”

Изменены условия расчета дохода семьи при определении (подтверждении) права на бесплатный или льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и льготный проезд в автомобильном транспорте пригородного сообщения. В настоящее время учитываются сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения заявителя для определения (подтверждения) права на бесплатный или льготный проезд. Подтверждение права на бесплатный или льготный проезд осуществляется в течение двух месяцев, предшествующих началу нового срока.

Право на льготный проезд детей, на которых предоставляется ежемесячное пособие на ребенка, определяется (подтверждается) с первого числа месяца, с которого назначено ежемесячное пособие на ребенка. Для детей из многодетных малообеспеченных семей право на льготный проезд определяется (подтверждается) с месяца установления (подтверждения) статуса многодетной малообеспеченной семьи.

 

*Постановление Правительства Кировской области от 10.11.2016 N 26/165 “О внесении изменения в постановление Правительства Кировской области от 11.11.2010 N 77/546” (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.11.2016) Вступает в силу через десять дней со дня официального опубликования.

Скорректирован Порядок предоставления социальных выплат в виде стипендий для студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Кировской области, и филиалов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Кировской области.

При соблюдении всех необходимых условий стипендия может быть установлена в размере 10000, 4330 или 2500 рублей. При наличии нескольких оснований для получения стипендии студенты имеют право на получение стипендии по одному из оснований.

Действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 01.09.2016.

 

 

 

*Постановление Правительства Кировской области от 10.11.2016 N 26/164 “О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 10.08.2016 N 3/34” (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.11.2016) Вступает в силу через десять дней со дня официального опубликования.

Изменениями, внесенными в Административный регламент предоставления государственной услуги “Оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС”, исключены случаи оставления без ответа жалобы на решения и действия (бездействие) администрации Правительства Кировской области и ее должностных лиц, а также государственных гражданских служащих Кировской области, предоставляющих государственную услугу.

 

 

*Проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку осуществляется при наличии печати у организации (Приказ Минтруда России от 31.10.2016 N 589н “Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 “О трудовых книжках” Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2016 N 44328).

Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты…” была отменена обязанность для обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ иметь печати. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе организации. В связи с этим проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку и в иных предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, осуществляется при наличии печати. Если у организации отсутствует печать, записи, внесенные в трудовую книжку работника за время работы в данной организации, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

 

 

Прокуратура Орловского района