Версия для слабовидящих

Меню

Вакансии

       
                           
Приложение_опрос
 

Органы опеки и попечительства могут получить доступ к врачебной тайне

Предлагается внести изменения в ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, предусмотрев обеспечение доступа к врачебной тайне органов опеки и попечительства – в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, чьи родители (единственный родитель) в силу болезни, несчастного случая, травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия и других ситуаций не могут осуществлять свои родительские обязанности. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму 2 февраля.
В пояснительной записке к документу отмечается, что в соответствии со ст. 121 Семейного кодекса защита прав и интересов детей в случаях смерти или болезни родителей, лишения (ограничения) их родительских прав, признания их недееспособными, болезни родителей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и ведут учет таких детей при наличии оснований, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты ими (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя). Однако отсутствие документов, подтверждающих невозможность родителями исполнять свои обязанности, не позволяет органам опеки и попечительства выявлять и устраивать детей, попавших в вышеуказанные ситуации, передавать их близким родственникам – в том числе прибывшим из других субъектов страны.

Наиболее полной и объективной информацией об указанной категории граждан, в свою очередь, обладают органы управления здравоохранением и медицинские организации. Вместе с тем сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение таких сведений – в том числе после смерти человека – лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.
Помимо этого, документ предусматривает обеспечение доступа органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к сведениям о лицах младше 18 лет и совместно проживающими с ними родителях (лицах, их заменяющих), употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача или одурманивающие вещества либо алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под диспансерным наблюдением врачей-психиатров. В качестве обоснования предлагаемой поправки приводится п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, в соответствии с которым органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Вместе с тем при отсутствии вышеуказанной информации не представляется возможным принятие мер по обеспечению защиты прав и законных интересов детей. В результате такие учреждения не владеют сведениями об указанных лицах, что не позволяет в полном объеме реализовывать полномочия, а также может послужить одной из причин как совершения противоправных действий как детьми, так и взрослыми в отношении них.