Разъяснения законодательства по вопросам защиты прав инвалидов

ПРОКУРАТУРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СБОРНИК

материалов для подготовки

к мероприятиям правового просвещения

 

прокурорских работников по вопросам защиты прав инвалидов

 

 

 

 

 

 

 

г. Киров

2017 год

Правовое регулирование в сфере защиты прав инвалидов

 

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, оказывается государственная поддержка инвалидам и пожилым гражданам, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

Целью социальной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и их социальная защита.

Важным событием в сфере регулирования правоотношений по защите прав инвалидов стала ратификация Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции «О правах инвалидов», изменившей само понимание инвалидности, согласно которому человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине наличия социальных и технических барьеров, которые существуют в обществе.

В целях исполнения предписаний Конвенции возникла необходимость внесения изменений в ряд нормативных правовых актов для обеспечения соблюдения международных норм в российском законодательстве, в связи с чем  01.12.2014 принят Федеральный закон № 419-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения в 25 законодательных актов Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов, оказания им содействия в реализации установленных общегражданских прав, что позволило сформировать в стране правовую базу для создания и обеспечения инвалидам условий доступности объектов и услуг, компенсирующих ограничения жизнедеятельности.

Закон о социальной защите инвалидов определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, льготы для инвалидов и гарантии их реализации, устанавливает основные направления деятельности государства в этой сфере.

Статья 5.1 рассматриваемого федерального закона предусмотрено создание Федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации[1].

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закрепляет порядок обеспечения денежными выплатами граждан, ставших инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, порядок ее назначения и размер.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает адаптивную физическую культуру, физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В целях реализации положений Конвенции «О правах инвалидов» а также содействия в обеспечении инвалидам эффективного доступа к правосудию 21.11.2011 принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который предусматривает оказание такой помощи инвалидам I и II группы и детям-инвалидам.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает льготы в виде предоставления права на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной социальной стипендии студентам, являющимися детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии – ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепил формы и виды социального обслуживания, установил обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании, конкретизировал порядок социального обслуживания инвалидов.

Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями инвалидов определен в разделе III «Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма» и IV «Специализированный жилищный фонд» Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ к гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отнесены наниматели или собственники жилых помещений, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, которые перечислены в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». По мнению ряда общественных организаций, жизненно важным для обеспечения «доступной среды» для инвалидов-колясочников и облегчения им возможности выезда из квартиры на улицу является установление в федеральном законодательстве, регулирующем вопросы выделения жилья по социальному найму, преимущественного права для такой категории лиц, выделения жилья на первых этажах домов.

Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил дополнительные гарантии регулирования условий труда инвалидов в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации.

Налоговый кодекс Российской Федерации установил льготы по налогам и сборам в отношении инвалидов и их общественных объединений.

Градостроительный кодекс Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности предусмотрел необходимость обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2).

С 2011 г. в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда на 2011-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297, основными целями и задачами которой является формирование условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации.

Ряд законов регулирует правовое положение определенных групп инвалидов, к ним относятся, например, такие законы:

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» распространил действие Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на ряд граждан, участвовавших в ликвидации последствий аварии 1957 г. или проживающих на близлежащей территории в соответствии с установленными данным законом перечнями.

Значительная сфера правоотношений по защите прав инвалидов регламентируется законодательством субъектов РФ.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона об основах социального обслуживания к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания относятся: формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг; разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания; утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг; утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление такого контроля и др.

Большое значение в регулировании прав инвалидов отведено подзаконным правовым актам Правительства РФ, а также министерств и ведомств в сферах пенсионного обеспечения, социальной защиты и др.

К основным направлениям в сфере социальной защиты инвалидов можно отнести реабилитацию и абилитацию, целью которых является устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.03.2007 № 156 утвержден Порядок организации медицинской помощи по восстановительной медицине, которым определены общие требования к организации этого вида деятельности.

Продолжает действовать Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», согласно которому граждане, впервые признанные инвалидами I группы и имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение и билетами на проезд к месту лечения и обратно с 50% скидкой.

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации, а также формы этой программы для инвалида, ребенка-инвалида утверждены Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Указанные индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро МСЭ, главными бюро МСЭ и их филиалами – бюро МСЭ в городах и районах.

Сведения о выполнении мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), представляются органом исполнительной власти (региональным отделением Фонда, территориальным органом ПФР) бюро (главному бюро, Федеральному бюро) не позднее одного месяца до окончания срока действия ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

Оценка результатов проведения мероприятий осуществляется специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при очередном освидетельствовании инвалида.

Важное значение для инвалидов имеет обеспечение техническими средствами реабилитации, порядок выделения которых определен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240. Такая мера социального обеспечения, согласно п.3 указанных Правил, осуществляется путем: предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия); предоставления проезда инвалиду к месту нахождения организации, в которую выдано направление; оплаты проживания инвалида в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях.

Техническое средство реабилитации передается инвалиду бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц.

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов РФ, для муниципальных библиотек – расходным обязательством органа местного самоуправления.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10%  мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые пользуются ими бесплатно.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует в этих целях создание инвалидам необходимых условий.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов и содействовать удовлетворению их потребностей.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных ст. 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Российская Федерация передает органам государственной власти своих субъектов полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав инвалидов регламентируется помимо норм Закона о прокуратуре приказом ГП РФ № 195, указаниями ГП РФ от 04.11.1996 № 64/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы» и от 17.06.1996 № 31/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О ветеранах» и другими организационно-распорядительными документами ГП РФ.

 

 

Правила предоставления земли семьям с детьми-инвалидами

 

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

К числу таких гарантий относятся и положения ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Учитывая вышеизложенное, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 4 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее – Правила).
Правилами установлены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет (пункт 2), порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (пункт 3), перечень документов, которые необходимо представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (пункт 4).

Предоставление земельного участка на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» зависит от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, данная норма не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение земельным участком с их материальным положением.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с данным Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Права детей-инвалидов в сфере образования

 

При обучении в общеобразовательных организациях дети-инвалиды имеют право на обеспечение их спецсредствами для получения образования, на обучение по специальной программе, на обеспечение свободного доступа в учреждение и его помещения с помощью архитектурных решений (пандусов, поручней, автоподъёмников и прочих средств).

При поступлении в профессиональное учебное заведение абитуриенты с инвалидностью имеют право на зачисление их вне конкурса при условии успешной сдачи экзаменов.

Студенты с инвалидностью имеют право получать специальные технические средства (слепые – тифлотехническими средства, учебники шрифтом Брайля), а также на обучение по индивидуальной программе, на получение социальной стипендии.

Дети с инвалидностью имеют право на посещение специальных (коррекционных) образовательных – дошкольных, школьных – учреждений, если есть на это медицинское и педагогическое заключение.

 

Тарифы на  социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому

 

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) предусмотрено утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня  социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого федеральным органом государственной власти в сфере социального обслуживания.

В целях реализации Федерального закона  № 442-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 № 1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг.

Законом Кировской области от 11.11.2014 № 469-ЗО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области» (далее – Закон области № 469-ЗО) утвержден перечень  социальных услуг, предоставляемых  поставщиками социальных услуг, который по своему содержанию отличается от ранее действовавших  перечней гарантированных  государством и дополнительных социальных услуг, предусмотренных постановлениями правительства области от 07.07.2011 № 110/280 и от 19.07.2011 № 112/323.

Оплата предоставляемых дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень гарантированных  государством социальных услуг, до 28.01.2016 осуществлялась по тарифам, утвержденным  решением правления РСТ Кировской области от 21.10.2011 № 39/4.

В соответствии с постановлением правительства области от 12.12.2014
№ 15/210 «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Кировской области» (далее – Порядок), Закона области № 469-ЗО, на основании  утвержденных приказом министерства социального развития Кировской области от 25.01.2016 № 27 подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Кировской области по каждому поставщику социальных услуг,  решением правления РСТ Кировской области от 29.01.2016 № 4/8-нпс-2016 утверждены новые тарифы на социальные услуги, предоставляемые  гражданам, начиная с 29.01.2016.

 

О предоставлении бесплатных социальных услуг на дому одиноко проживающим инвалидам

 

До 1 января 2015 года бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставлялось гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход,  если среднедушевой доход этих граждан был ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, несовершеннолетним  детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст. 16 Федерального  закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ  «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

Согласно п. 2. Порядка предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг областными государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденного постановлением правительства области от 23.06.2009 N 15/149, социальные услуги оказывались  бесплатно при предоставлении социального обслуживания на дому одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного в Кировской области.

С 01.01.2015 в силу  ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Постановлением правительства Кировской области  от 12.12.2014 №15/198 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Кировской области» указанный выше список получателей бесплатных социальных услуг расширен и включает в себя:  несовершеннолетних; лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; лиц без определенного места жительства; участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов; инвалидов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов; лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”.

Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ другим категориям граждан социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона области № 469-ЗО размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (в полустационарной форме социального обслуживания граждан и в форме социального обслуживания граждан на дому) устанавливается в размере полуторной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной в Кировской области в соответствии с Законом Кировской области от 29 декабря 2004 года N 290-ЗО «О прожиточном минимуме в Кировской области».

 

О предоставлении путевки на санаторно – курортное лечение

 

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи  отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ
«О государственной социальной помощи » (далее – Закон).

В состав набора социальных услуг  для инвалидов  включается предоставление  при наличии медицинских показаний путевки на  санаторно – курортное лечение (п. 1.1. ч. 1 ст. 6.2 Закона).

В 2015 году органами  прокуратуры при наличии к тому оснований также использовалась  практика защиты в судебном порядке прав инвалидов на санаторно – курортное лечение.

Между тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской Федерации в 2015 году, основываясь на  правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 03.04. 2014 № 686-О, по кассационным жалобам региональных  отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, рассмотрела  ряд гражданских дел, в том числе по искам прокуроров,  и отменила судебные решения нижестоящих судов об обязании представить  инвалидам путевки на санаторно – курортное лечение, вынесенные без  учета установленной очередности и последовательности.

Согласно правовой позиции  Конституционного Суда Российской Федерации, если гражданин в установленном порядке обратился с  заявлением о предоставлении   ему путевки на санаторно – курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в  виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие  противопоказаний  для санаторно – курортного лечения, но в течение  календарного года не был обеспечен путевкой, данная услуга  не считается представленной, он сохраняет  за собой право на ее  предоставление. Подача заявления гражданином является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках  которой путевки на санаторно – курортное    лечение должны предоставляться  в последовательности, определяемой датой регистрации заявления, а установление очередности обеспечения их путевками на санаторно – курортное  лечение при условии соблюдения названной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой  осуществление прав  и свобод человека и  гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

 

Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил лица, признанные инвалидами, обеспечиваются техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р.

Определение показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №998Н от 09.12.2014 «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации».

 

О праве льготный проезд в общественном транспорте гражданам ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

 

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона  РФ от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (далее – Закон) относится к категории  граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, меры социальной поддержки которым предусмотрены ст. 13 и 14 указанного выше Закона. Статьями 13 и 14 Закона такая мера социальной поддержки как льготный проезд на общественном транспорте не предусмотрена.

Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и поддержки “чернобыльцев” регламентировано ст. 26 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с которой дополнительные меры социальной поддержки, в том числе по льготному проезду в общественном транспорте, могут устанавливаться исполнительными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, профсоюзными органами.

До 01.03.2015 года льготный проезд отдельным категориям граж­дан, в т.ч. ликвидаторам последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, предоставлялся в соответствии с постановлением Правительства Киров­ской области от 21.07.2008 № 140/286 «О льготном проезде отдельных ка­тегорий граждан, проживающих на территории Кировской области» вне зависимости от дохода граждан при наличии льготного статуса. С 01.03.2015 вступило в силу постановление Правительства Киров­ской области от 30.12.2014 № 19/273 «О льготном проезде отдельных кате­горий граждан, проживающих на территории Кировской области» (далее -постановление Правительства области от 30.12.2014 № 19/273) в соответст­вии с которым отдельным категориям граждан, в т.ч. ликвидаторам послед­ствии катастрофы на ЧАЭС в 1986 году,  право на льготный проезд  в автомобильном транспорте и электрифицированном транспорте городского сообщения установлено с учетом критерия нуждаемости, т.е. чей среднемесячный доход не превышает 1,5 величины прожиточного минимума на душу насе­ления в Кировской области (в настоящее время – 13914 рублей).

При расчёте среднемесячного дохода ликвидатора последствий ката­строфы на ЧАЭС для определения права на льготный проезд учитывается пенсия и ежемесячная денежная выплата, а также сведения о доходах с мес­та работы (в случае осуществления трудовой деятельности).

Гражданам, имеющим статус «Ликвидатор последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году», относящимся к «федеральным льготникам»,  предоставление бесплатного проезда по­становлением правительства области от 30.12.2014 № 19/273 не предусмот­рено, так как полномочия по установлению мер социальной поддержки на субъекты Российской Фе­дерации не передавались.

Решением Кировского областного суда от 11.06.2015 № 3-20 по ис­ку Прокуратуры Кировской области установлено, что постановление пра­вительства области от 30.12.2014 № 19/273 соответствует требованиям действующего законодательства и в удовлетворении требований прокура­туры о признании противоречащими федеральному законодательству от­дельных положений Порядков определения права на льготный проезд, от­казано. Определением   Верховного   Суда   Российской   Федерации   от 28.10.2015 решение Кировского областного суда оставлено без изменений.

 

Вопросы временного выбытия  недееспособных совершеннолетних граждан, проживающих  в психоневрологических интернатах, в семьи

 

Согласно ч.2 ст.7 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют один из родителей или иной законный представитель, а в случае их отсутствия – администрация психиатрического стационарного либо психоневрологического учреждения.

В соответствии с ч. 5 ст.11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Аналогичные положения содержит ч. 4 ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009
№ 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» предусмотрена возможность временной передачи в семьи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 25 Положения о психоневрологическом интернате министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом министерства социального обеспечения РСФСР от 27.12.1978
№ 145 предусмотрена возможность  временного выбытия из интерната на срок не более 1 месяца престарелых и инвалидов с учетом заключения врача о возможности их выезда, при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больным  и при согласии директора  учреждения.  Вместе с тем, в указанном выше Положении не идет  речи о недееспособных гражданах (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2013 № 7-АПГ13-7).

Министерство социального развития Кировской области 29.04.2016 обратилось в министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с инициативой  о внесении изменений в действующее законодательство, регламентирующее временную передачу в семьи совершеннолетних  недееспособных граждан, постоянно проживающих в учреждениях социального обслуживания.

На федеральном уровне разработан проект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральный  закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривающих порядок временной передачи недееспособных граждан, постоянно проживающих в учреждениях социального обслуживания в семьи, который в настоящее время в установленном порядке не принят.

Таким образом, действующим законодательством временное выбытие совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в психоневрологических интернатах, не предусмотрено, но и прямо не запрещено.

19.07.2016 прокуратурой области в правительство Кировской области внесена информация с предложением в рамках представленных полномочий рассмотреть вопрос о разработке правового акта, предусматривающего возможность временного выбытия совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в психоневрологических интернатах области,  в семьи родственников. Кроме того, данный вопрос прорабатывался на  рабочей группе, созданной при Уполномоченном по правам человека Кировской области.

По результатам проведенной работы и с учетом действующего федерального законодательства в настоящее время сделан вывод о невозможности  разработки регионального нормативного правового акта, регламентирующего  порядок выбытия совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в психоневрологических интернатах области,  в семьи родственников, в связи с отсутствием соответствующих полномочий у органов исполнительной власти области.

 

О размере индексации ежемесячной  страховой выплаты вследствие несчастного случая на производстве

 

Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон №125-ФЗ), вступившим в силу с 06.01.2000.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

В силу п. 5 ст. 7 Закона №125-ФЗ лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 12 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 №4214-1 (далее – Правила),  действовавших до вступления в силу Закона №125-ФЗ, размер возмещения вреда определялся в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности.  В соответствии с абз.2 ст. 11 Правил при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличивались пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Ежемесячные страховые выплаты как вид обеспечения по страхованию производятся исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации с вступлением с 06.01.2000 в силу Закона №125-ФЗ.

В соответствии с п.11 ст.12 Закона №125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

С 29.11.2002 Правительством Российской Федерации приняты постановления об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 06.02.2004  № 53 с 01.01.2004  в размере 1,1;  от 18.04.2005 №230 с 01.01.2005 – 1,094; от 03.07.2006 № 410 с 01.01.2006 – 1,085; от 15.03.2007 № 163 с 01.01.2007 – 1,075; от 20.03.2008 № 189 с 01.01.2008 – 1,085;  от 18.08.2008  № 615 с 01.07.2008 – 1,019;  от 15.07.2009 № 571 с 01.01.2009 – 1,13;  от 02.02.2010 № 36 с 01.01.2010 -1,1;  от 20.12.2010 № 1072 с 01.01.2011 – 1,065;  от 22.12.2011 № 1084 с 01.01.2012 – 1,06; от 13.12.2012 № 1299 с 01.01.2013 – 1,055, от 18.12.2013 № 1179 с 01.01.2014 – 1,05; от 18.12.2014 № 1402 с 01.01.2015 – 1,055; от 01.12.2015 № 1299 с 01.02.2016 – 1,064; от 07.12.2016 № 1308 с 01.01.2017 – 1,04.

В соответствии с п.11 ст.12 Федерального закона №125-ФЗ, в редакции Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступающей в силу с 01.01.2018, размер ежемесячной страховой выплаты с 01.01.2018 будет индексироваться  раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, с учетом коэффициента индексации утвержденного Правительством Российской Федерации.

 

Вопросы получения социальных гарантий, предусмотренных для  граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

 

Согласно ст. 5 Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее – Закон № 3-ФЗ) установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием отнесено к полномочиям Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 3-ФЗ  социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанных требований на территории Российской Федерации действуют Федеральные законы: от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,  от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Закон № 2-ФЗ), направленный на обеспечение мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Социальные гарантии гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне предоставляются в соответствии с Законом № 2-ФЗ, который распространяется на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).

Исходя из положений ст. 1 Закона № 2-ФЗ законодателем определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию (населенный пункт и время проживания в нем), а третье – к получению гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы (более 5 сЗв (бэр).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 №  утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с которым п. Чаган подвергся радиационному воздействию в результате ядерного испытания на Семипалатинском полигоне 29.08.1949, а его население получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв.

Также указанным распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень населенных пунктов, население которых получило вследствие ядерного испытания 07.08.1962 суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв, согласно которому п. Чаган не относится к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания 07.08.1962 года суммарную (накопленную) эффективную облучения больше 5 сЗв.

В соответствии с Приказом МЧС России от 18.09.2009 года № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» при обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.

Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 года N 404-О условие о получении гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы для решения вопроса о предоставлении им мер социальной поддержки не признано противоречащим Конституции РФ.

 

О предоставлении путевки на санаторно – курортное лечение

 

Согласно п. 3.6. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, путевки на санаторно – курортное лечение предоставляются гражданам при наличии медицинских показаний для санаторно-курортного лечения.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия (далее – ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.

Лечащий врач, руководствуясь  приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 № 281н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения», которым утверждены перечни медицинских показаний (Приложение №1) и противопоказаний (Приложение № 3) для санаторно-курортного лечения, определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления. ВК медицинской организации по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение: показано или противопоказано санаторно-курортное лечение для конкретного гражданина.

На основании положительного заключения ВК гражданам льготных категорий выдается справка для получения путевки по форме № 070/у.

 

 

 

 

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации

 

Законодательством не предусмотрено право инвалидов на получение денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в размере фактической их стоимости.

В соответствии  с п.3.  Порядка компенсации  за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок  информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного  приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н (далее – Порядок), компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные ИПР инвалида ТСР не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное ТСР за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного ТСР, но не более размера стоимости ТСР, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с ИПР инвалида, являющихся аналогичными ТСР, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом ТСР и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту ТСР определяется путем сопоставления наименования ТСР, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида ТСР, предусмотренных вышеназванной классификацией.

Согласно п. 4. Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 7. Порядка  определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании ИПР инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению ТСР, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту ТСР), а также стоимости ТСР, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ТСР и (или) услуг.

Последней по времени осуществления закупкой ТСР считается последняя завершенная процедура осуществления закупки ТСР (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку ТСР, обязательства по которому на дату подачи заявления о возмещении расходов по приобретению ТСР исполнены сторонами контракта.

Пунктом 7 Порядка от 31.01.2011 № 57н установлено, что определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению ТСР, а также стоимости технического средства реабилитации, которое должно быть предоставлено инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ТСР.

 

О мерах социальной поддержки граждан, признанных жертвами  политических репрессий, проживающих в Кировской области

 

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), а также возлагает на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью (статьи 52 и 53).

Принятый в целях реализации данной обязанности Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в первоначальной редакции) установил систему льгот для граждан, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, а также признанных пострадавшими от политических репрессий. По своей правовой природе указанные льготы носили компенсаторный характер, были направлены на создание благоприятных условий реализации прав и свобод граждан из числа вышеназванных категорий, обеспечение их социальной защищенности, призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 № 282-О, от 05.07.2005  № 246-О и от 01.12.2005 № 462-О).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» была изложена в новой редакции, согласно которой с 01.01.2005 меры социальной поддержки реабилитированных лиц определяются законами субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства по обеспечению таких мер являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

При введении новой системы социальной защиты граждан федеральным законодателем определены как ее общие принципы, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень мер социальной поддержки, и тем самым – пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и условиях их предоставления.

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Законом  Кировской области от 07.12.2004 № 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» (в редакции от 02.06.2005 № 336-ЗО, от 17.09.2005 № 364-ЗО, от 02.06.2006 № 16-ЗО, от 25.10.2007 № 176-ЗО, от 06.10.2008 № 290-ЗО, от 12.11.2008 № 304-ЗО, от 02.12.2010 № 583-ЗО, от 03.10.2011 №50-ЗО, от 21.12.2012 № 245-ЗО, от 03.04.2013 № 274-ЗО, от 08.04.2014 № 394-ЗО, от 23.12.2014 № 493-ЗО, от 10.11.2015 № 595-ЗО, от 29.02.2016 № 631-ЗО) (далее –  Закон области от ) установлена система мер социальной поддержки реабилитированных лиц, которая включает в себя предоставление ежемесячной денежной выплаты с 01.08.2014 в размере 618 рублей для реабилитированных лиц, 484 рубля – для лиц, пострадавших  от политических репрессий.   Помимо этого, ст. 5 Закона  области от 07.12.2004 № 280-ЗО   реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области в медицинских организациях в порядке, установленном действующим законодательством; внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

– платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта;

– взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта;

– платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

– платы за коммунальные услуги (холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах – рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; тепловую энергию – в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области). При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых Правительством области;

– компенсация расходов за проезд по территории Российской Федерации (туда и обратно) один раз в год транспортом междугородного сообщения: железнодорожным транспортом в размере 100 процентов стоимости проезда, при осуществлении поездки в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, водным, воздушным или автомобильным транспортом в размере 50 процентов стоимости проезда;

– компенсация расходов за установку телефона в размере 100 процентов тарифа на предоставление доступа к сети местной телефонной связи;

– ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления  с 01.01. 2011 года в размере 1289 рублей.

Лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

– первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

– внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области в медицинских организациях в порядке, установленном действующим законодательством;

– внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме;

– компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

– платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта;

– взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта;

– платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

– платы за коммунальные услуги (холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, газ, бытовой газ в баллонах – рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; тепловую энергию – в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области). При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых Правительством области;

– ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления  с 01.01. 2014 года в размере  1556 рублей

Таким образом, меры социальной поддержки реабилитированных лиц, проживающих на территории Кировской области, определены законом области и включают льготы и преимущества в осуществлении доступа к социально значимым благам и услугам, а также их предоставление в денежной форме.

Отдельной меры социальной поддержки в виде льготного проезда городским транспортом  Законом области от 07.12.2004 № 280 – ЗО не предусмотрено. При этом Кировская область взяла на себя  дополнительные обязательства и постановлением  правительства Кировской области от 30.12.2014 № 19/273 «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих  на территории Кировской области» (далее –  постановление правительства области от 30.12.2014 № 19/273) установила право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте  городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения  для  жертв политических репрессий, чей среднемесячный доход  не превышает 1,5 величины прожиточного минимума на душу населения  в Кировской области. Законность данного постановления подтверждена решением Кировского областного суда от 11.06.2015 по делу № 3-20, определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2015 по делу  № 10-апг15-11.