Версия для слабовидящих

Меню

Вакансии

       
                           
Приложение_опрос
 

Версия для слабовидящих

Сто лет на страже детства 1918-2018.

Первые упоминания об ответственности несовершеннолетних правонарушителей в отечественной истории относятся к 1669 году.

«Чаще отрок седми лет убьет, то неповинен есть смерти». Данный возраст здесь указан неслучайно, т.к. именно с 7 лет ребенок допускался к таинству исповеди, и за ним признавалась свобода воли.

Воинский устав Петра Великого практически освободил  малолетних от наказания за воровство, перекладывая его на родителей: «дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лозами наказан быть».

Следующая веха – указание Сената от 1742 года. Этот документ устанавливал возрастной ценз малолетства  до 17 лет и запрещал подвергать малолетних тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетних нельзя было подвергать смертной казни, пытке и кнуту, все это заменялось сечением плетьми и отдачей в монастырь на трудовое перевоспитание. По истечении срока отработки наказуемый возвращался домой.

В период правления Екатерины II  возрастной ценз ответственности был снижен до 10 лет, и вплоть до Октябрьской революции основным видом наказания для несовершеннолетних правонарушителей оставалось тюремное заключение.

После Октябрьской революции новой власти пришлось создавать собственные структуры по работе с несовершеннолетними правонарушителями. Одним из первых декретов Советской власти стал декрет «О комиссиях по делам несовершеннолетних», изданный 14 января 1918 года. Результатом этого декрета стало освобождение всех несовершеннолетних из тюрем.

Приоритетными стали меры воспитательного и предупредительного  характера.

Декрет провозгласил новые принципы работы с несовершеннолетними:

– упразднение тюремного заключения для несовершеннолетних;

– передача всех дел несовершеннолетних в ведение комиссий по делам несовершеннолетних.

Декрет установил, что основной задачей  комиссий является защита интересов и прав ребенка, а решения комиссий должны носить предупредительный, а вовсе не карающий характер.

К середине 1920-х за комиссиями была закреплена функция защиты детей от эксплуатации, жестокого обращения и развращения со стороны взрослых.

В последующие годы вплоть до 50-х годов происходил резкий возврат к репрессивной системе прошлых лет. В 1935 году деятельность комиссий была приостановлена. Решение о наказании и судьбе ребенка предоставлялось людям, далеким от педагогики, педологии и медицины. В системе НКВД  для несовершеннолетних были созданы изоляторы и приемники-распределители. Положение детей-правонарушителей  ухудшилось по сравнению с дореволюционным периодом.

В 60-х годах начался процесс гуманизации законодательства в отношении детей и подростков.

В 1967 году было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. В Советской  государственной системе КДН обладала серьезными полномочиями в вопросах контроля условий проживания, обучения и трудоустройства детей и подростков. Выполняя функцию контроля и разрешения острых проблем детей, она обеспечивала преемственность в их воспитании, но более всего осуществляла функции наказания и привлечения к ответственности детей и родителей, допустивших общественные проступки и правонарушения.

В 80-90-е годы в период смены социально-экономического уклада была разрушена ранее существовавшая в России система профилактики детского неблагополучия. Деградация института семьи породила такие явления как безнадзорность  и преступность детей. Возникло множество неформальных подростковых группировок асоциальной направленности.

Назрела жизненная необходимость строить иную систему профилактики в условиях нового социально-экономического строя.

Созданный с этой целью новый Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в 1999 году, внес коренные изменения в содержание работы и функций Комиссии по делам несовершеннолетних.

Коррективы в названии (в нем появилась новая часть – комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав) точно определяют  вновь установленные приоритеты:  комиссия в ее новом статусе должна реализовывать функцию  защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.

Со вступлением в действие в 2002 году нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях комиссии  фактически стали выполнять функции ювенального суда административной юрисдикции. Значительно возросло количество дел, рассматриваемых комиссиями.

Теперь к ведению КДН отнесены не только все дела в отношении несовершеннолетних, их родителей либо законных представителей, а также ряд дел в отношении должностных лиц, ущемляющих интересы и нарушающих права детей.

На всех этапах и стадиях административного производства от возбуждения дела об административном правонарушении и до исполнения постановлений о назначении административного наказания или прекращения производства значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного, но и других отраслей права: уголовного, семейного, гражданского, трудового,  жилищного.

В 2013 году постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено новое «Примерное Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав».  В Положении сформулированы основные задачи комиссий в современной России:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В Орловском районе, как и везде по стране, тоже существует и работает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На 100-летнем рубеже в ее состав входят: зам. главы администрации Орловского района по профилактике правонарушений Т.И. Ашихмина (председатель комиссии); заместитель директора-начальник Орловского отдела соцобслуживания населения Е.В. Береснева (заместитель председателя); ответственный секретарь КДНиЗП районной администрации И.Ю. Саакян; специалист районной администрации по работе с ветеранами и инвалидами И.П. Бехтерева; зам. главы администрации Орловского городского поселения А.Н. Бушуев; начальник ОУУП и ПДН ОП «Орловское» МО МВД РФ «Юрьянский» А.В. Пономарева; старший инспектор ПДН ОП «Орловское» С.В. Зыкова; главный специалист по социальным вопросам администрации сельского поселения Л.Л. Березина; районный врач-педиатр Орловской ЦРБ О.А. Кулигина; ведущий специалист по работе с молодежью А.А. Тураева; начальник районного управления образования М.П. Сучкова; прокурор района В.А. Носков; начальник филиала по Орловскому району УФСИН России Д.В. Пестриков; главный специалист по опеке и попечительству администрации района С.Е. Хохрякова; начальник отдела занятости населения, депутат районной думы С.И. Шубин.

Заседания КДНиЗП проходят ежемесячно. Только за истекший год было рассмотрено 192 дела.